Модернизированный истребитель-бомбардировщик Су-17М3 (Су-22М3)

Краткая история создания

Одноместная модификация С-52 (рабочий индекс самолёта) разрабатывалась параллельно со «спаркой» (двухместной модификацией) с сохранением ее обводов и унификацией большинства элементов конструкции. Часть объема задней кабины заняли блоки рационально скомпонованного РЭО (радиоэлектронного оборудования), состав оборудования самолетов первых серий оставался таким же, как и на Су-17М2, а запас топлива увеличился по сравнению с «двойкой» на 260 кг. Для того, чтобы сохранить возможность эксплуатации машины с грунта при возросшей массе, стойки шасси усилили. Первый полет опытного С-52 состоялся в 1975 году. В следующем, 1976-м году началось его серийное производство, продолжавшееся до конца 1981 года. По срокам освоения одноместная модификация все же обогнала «спарку», имевшую в плане более высокий приоритет. Какое-то время в самом начале своей карьеры самолет назывался Су-19, но окончательно предпочтение было отдано привычному семнадцатому номеру и машина получила обозначение Су-17МЗ.

Модернизированный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-22М3 предназначен для поражения наземных и надводных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, а также для ведения маневренного воздушного боя и комплексной разведки. В 1977 году пошел в серию «коммерческий» (для продажи за пределы СССР) вариант Су-17МЗ — истребитель-бомбардировщик С-52К (Су-22М). Он получил хвостовую часть с двигателем Р-29БС-300 от Су-22, а носовую —от Су-17МЗ первых серий с дальномером «Фон». Состав оборудования и вооружения был, как обычно, упрощен. В серии Су-22М находился с 1977 по 1981 год и поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию. По мере производства самолет получил высокий киль и нижний гребень, несколько меньший, чем у советских аналогов (остались две секции вместо трех, в сочетании с широким форкилем достаточные для обеспечения путевой устойчивости). В отличие от «стран народной демократии», ближайшие союзники СССР по Организации Варшавского Договора ие спешили приобретать новые модификации Су-22. Венгрия, начав менять политический курс, пересмотрела свои взгляды и на военное строительство. Прохудившаяся экономика требовала сократить закупки дорогостоящей боевой техники. В связи с этим партия заказанных Су-22 была небольшой—12 одноместных и 3 «спарки».

Новые истребители-бомбардировщики С-52М3К, получившие серийное обозначение Су-22M3, были изготовлены на заводе в Комсомольске-на-Амуре в период с 1981 по 1982 год. Они представляли собой адаптацию планера Су-17МЗ иод двигатель Р-29БС-300 и приобрели хвостовую часть, характерную для Су-22М последних серий. Мотивацией для такого выбора комплектации самолета стало то обстоятельство, что па вооружении ВВС Венгрии уже находились самолеты МиГ- 23 с такими же двигателями Туманского, что упрощало эксплуатацию и снабжение имеющегося парка авиатехники. Оборудование было взято с Cy-17M3 последних серий, за исключением станции СПО-15, замененной старой «Сиреной-ЗМ». Подвеска спецбоеприпаса не предусматривалась.

Модификации

С-32МКИ – прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.

С-32М2Д – прототип Су-22.

Су-20 (С-32МК) – экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М. Выпускался в 1973-1976 годах.

Су-22 (С-32М2К) – экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.

Су-20Р – разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.

Су-22М (С-52К) – экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.

Су-22М3 (С-52М3К) – доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрии.

Су-22М3Р – разведчик на базе Су-22М3.

Су-22М4 (С-54К) – экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.

Су-22М4Р – разведчик на базе Су-22М4.

Су-22Р – разведчик на базе Су-22.

Су-22УМ (С-52УК) – учебно-боевой. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.

Су-22УМ3 (С-52УМ3К) – экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.

Су-22УМ3К – учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

ЛТХ (лётно-технические характеристики

Взлетная масса:

– нормальная (без подвесок, с заправкой внутренних топливных баков), кг 15590

– максимальная, кг 19640

Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг 3770

Максимальная масса боевой нагрузки, кг 4000

Практический потолок (без подвесок), км 14.2

Максимальная скорость полета у земли (без подвесок), км/ч 1350

Максимальная скорость полета на высоте (без подвесок), км/ч 1900

Максимальная эксплуатационная перегрузка 7

Максимальная дальность полета (с подвесными баками и боевой нагрузкой 1т):

– у земли, км 1300

– на высоте, км 2100

Длина разбега при максимальной взлетной массе, м 1600

Длина пробега при нормальной посадочной массе (с тормозным парашютом), м 950

Размеры самолета:

– длина, м 18,91

– размах, м 10,02(13,68)

– высота, м 5,01

Количество членов экипажа 1

Силовая установка:

Количество и тип двигателей 1хР-29БС-300

Тяга:

– на форсажном режиме, кгс 11500

– на максимальном режиме, кгс 800

Основное бортовое радиоэлектронное оборудование

1.Навигационно-пилотажное оборудование

1.1.Навигационный комплекс

1.1.1. Инерциальная курсовертикаль

1.1.2. Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса

1.1.3. Радиосистема ближней навигации и посадки

1.2.Автоматический радиокомпас

1.3. Радиовысотомер

1.4. Система воздушных сигналов

1.5. Указатель углов атаки и перегрузок

1.6. Система автоматического управления самолетом

2. Прицельное оборудование

2.1. Авиационный стрелково-бомбардировочный прицел

2.2. Лазерная станция дальнометрирования и подсвета

2.3. Аппаратура управления ракетами Х-23М (в контейнере)

2.4. Аппаратура управления ракетами «воздух-поверхность»

3. Радиотехническое оборудование

3.1. Связная приемо-передающая станция

3.2. Ответчик системы госопознавания

3.3. Самолетный ответчик

4. Средства обороны

4.1. Станция предупреждения об облучении РЛС

4.2. Станция активных радиопомех (в контейнере)

4.3. Устройство постановки пассивных помех

5. Разведывательное оборудование (в контейнере)

6. Система спутниковой навигации

Ресурсы

Ресурс самолета:

– назначенный, ч 2000

– срок службы, лет 20

Вооружение

1. Пушечное вооружение Две встроенные 30 мм пушечные установки, боезапас 80 патронов на каждую

2. Управляемые ракеты «воздух-поверхность» Х-23М, Х-25МР (МЛ, МП), Х-29Л, Х-28

3. Управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60 (Р-60М)

4. Неуправляемые снаряды С-5, C-8, C-24, С-25

5. Авиабомбы калибра, кг 100, 250, 500

6. Разовые бомбовые кассеты РБК-100, РБК-250, РБК-500

7. Зажигательные баки ЗБ-500 8. Контейнеры мелких грузов КМГУ

9. Подвесные топливные баки ПТБ-800 (840 л), ПТБ-1150 (1160л)

10. Количество точек подвески 10

Источники: www.sukhoi.org, Марковский В., Приходченко И. «Истребитель-бомбардировщик Су-17» Издательство «Экспринт», 2003, www.airwar.ru, www.arms-expo.ru.

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

PavelKM

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 16-06-2017
КолНеудовлетворительноУдовлетварительноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *